Директор Народно-художественного промысла "Былина"
Татьяна Попова и ее мир кукол.

фото Р.Гинейка
фото Р.Гинейка

Что такое кукла? Это не только любимая игрушка или сувенир, но и частичка нашего детства, которая, сколько бы нам не было лет, остается с нами всегда,- считает директор Народно- художественного промысла "Былина" Татьяна Попова. Каждая кукла мастеров "Былины" - результат кропотливой ручной работы, работы , возрождающей древнюю русскую традицию, когда в каждой крестьянской семье создавались свои тряпичные куклы, со своим неповторимым нарядом. Они были непременными участниками народных праздников, обрядов, служили и оберегом, и талисманом. Подобные куклы можно увидеть сейчас на предприятии "Былина" в подмосковных Мытищах, в музеях этого города, на выставках прикладного искусства, как в России, так и зарубежных стран. Куклы "Былины" становятся и памятными сувенирами. Их уже можно встретить на всех континентах. Они были преподнесены в подарок королю и королеве Испании, получил куклу "Былины" и президент США Барак Обама во время своего недавнего визита в Москву.

- "Наше предприятие,- сказала в интервью Международному Агентству рекордов и достижений Татьяна Попова,- существует около 20 лет. У нас работают интересные, творческие люди, работают с любовью. Мы как бы одна дружная семья.

У наших кукол,- продолжает Татьяна Попова,- мягкий, сшитый из ткани и набитый синтепоном торс с вышитым шелково й нитью лицом, незатейливый рисунок которого делает куклу веселой и доброй. Одежда – из натуральных тканей, отделанная тесьмой, лентой, кружевом, бисером. Волосы – из шерстяных или полушерстяных нитей.

Особое место занимают этнографические куклы – в праздничных одеждах крестьян российских губерний 19- начала 20 веков. К настоящему времени их в нашей коллекции более двух десятков вариантов. Каждая такая кукла уникальна, получает свое имя, которое рождается само собой: кукла как бы подсказывает своим внешним видом - Марфа, Акулина, Варя…

Кроме кукол мы занимаемся и традиционной русской женской, мужской и детской одеждой, сценическим костюмом по народным мотивам. Такое направление кажется нам очень перспективным, важным для того, чтобы наше страна в эпоху глобализации не потеряла своего лица".

Было интересно узнать У Татьяны Поповой , как она пришла к такому виду творчества?

- "Куклу я , как и все девочки, любила с детства. Но я была очень болезненным ребенком, мне приходилось много времени проводить в постели и я играла с куклами гораздо больше , чем мои сверстницы, создавала свой игрушечный мир. Тогда же я своими руками сделала и свою первую куклу, конечно очень простую - из кусочка ваты, перетянутого нитками. Но после школы мне не пришлось получать художественного образования. Я училась в Институте народного хозяйства, стала экономистом. Полученные знания ,как ни странно, очень пригодились мне сейчас, когда в "Былине" мне надо не только руководить, быть художником, модельером, но и выполнять функции бухгалтера :у нас просто нет средств, чтобы иметь отдельную ставку для этой должности. А вообще к любимой работе я пришла во многом случайно. В начале 90-х годов в стране стали создаваться различные предприятия , в частности, в Мытищах, где жила моя дружная семья. Вообще Мытищи и его окрестности славятся своими народными промыслами и вот муж, когда мне пришлось на некоторое время остаться без работы по своей профессии, посоветовал мне ,зная мою любовь к куклам, к творчеству, заняться именно такой деятельностью. Пришлось перечитать много литературы, посвященной истории русской народной куклы, литературу вообще связанную темой куклы. Ведь кукла была у людей всегда и не только как игрушка, а как символ, как талисман, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В кукле есть какая-то тайна, есть что-то сакральное. Мне захотелось организовать предприятие, на котором бы сохранялись и развивались традиции русской народной куклы, основываясь на современных технических средствах, хотя понимала, что ручной труд будет главенствовать. Мои устремления всегда поддерживал муж и нам удалось найти людей, которым оказались близки наши творческие замыслы. Так в 1992 году была создана "Былина", ставшая моей судьбой".

Как и у большинства творческих, культурных центров, у "Былины" Татьяны Поповой сейчас очень трудное финансовое положение. Но она и ее коллектив не собираются сдаваться.

-"Любой народный промысел – это жемчужина в короне России и их следует сохранить,- говорит Татьяна Попова. Ведь это наше культурное наследие. Загрязненная река может очиститься, если ее почистить, но вот потерянную культуру, как возродить? А без культуры, без сохранения культурных, исторических традицией у страны не будет будущего.

Я благодарна сотрудникам "Былины" за то, что, несмотря на кризис, на низкую заработную плату, они верны своему делу, не бросают его в поисках лучшей жизни. Очень хочется выпускать русскую народную куклу для наших детей, чтобы они играли не только с пришедшей к нам издалека Барби с ее внешней красотой, а со своей русской куклой, чтобы они могли учиться чувствовать ее внутреннюю красоту. Также моя мечта – открыть музей , где бы была представлена коллекция наших кукол, проходили лекции, мастер-классы. Ведь по своей природе- человек это творец. Вот, например , в Администрации Президента России мы проводили мастер-класс, где дети получали навыки создания куклы. И как же дети радовались такой возможности, как им было интересно! Они сделали тогда около ста кукол своими руками. Передавать подрастающему поколению любовь к творчеству, к нашему культурному наследию – очень нужно и очень важно.

Интервью с Татьяной Поповой провела Главный литературный редактор Элла Борисовна Карахан   
© Международное Агентство Рекордов и Достижений Design by NCI Studios