Первый законодатель Российской моды


13 января в Московском Доме моды Славы Зайцева состоялось вручение знаменитому нашему модельеру сертификата рекордсмена в номинации "Первый законодатель моды России" книги "Россия. Рекорды и достижения.2009 год". По установившейся традиции в этот день Вячеслав Зайцев, отмечая старый новый год, приглашает в свой Дом друзей и коллег. В такой теплой атмосфере и поздравили представители Международного агентства рекордов и достижений одного из героев своей книги.

"Я мечтал стать артистом,- говорит Вячеслав Зайцев. Мама видела во мне артистические задатки и в душе думала, что я смогу реализовать ее несостоявшуюся мечту быть артисткой. Вместе с мамой я пел в восьми хорах: в хоре большевиков, в хоре милиционеров, почтовых работников, пожарников…- и мечтал стать артистом оперетты. Но одна девочка,  с которой я дружил, уговорила меня пойти учиться в Ивановский химико-технологический техникум на художника по тканям. Получил диплом с отличием. Этот диплом дал мне право поступить в Московский текстильный институт, где после пяти с половиной лет обучения я получил профессию художника-модельера. Так мне захотелось. А быть артистом, как видно, не суждено.

Модельер – удивительная профессия. Она позволяет максимально реализовать свой творческий потенциал. Ты работаешь одновременно и как скульптор, и как график, и как живописец. Это и прикладное искусство, требующее хорошего владения материалом. Ты используешь все мыслимые и немыслимые возможности, чтобы создать единый законченный образ человека. Я испытываю огромное удовольствие именно от процесса создания целостного образ человека, передающего радость бытия. Для меня мода – смена состояния души. Очевидно, что мода , как природа и человеческая суть, подвержена законам развития и перемен, требует постоянных эмоциональных обновлений. Мода в чистом виде меня интересует постольку-поскольку.Мне ближе работа над стилем, который является определяющим в моем творчестве."

А как удается осуществлять традиции русского национального костюма?

- "Народный костюм – неисчерпаемый источник идей для меня,- говорит Вячеслав Зайцев. Именно под влиянием народного костюма происходило мое становление как художника. Я помню, что испытывал совершенно непередаваемые чувства, когда погружался в его мир, изучая костюмы в Музее народного творчества. Совершенно потрясающие образы рождаются! Ярчайшие краски!

У нас безусловно , есть свой колорит, аксессуары, дополнения. Все эти каскады бус, которые раньше были сделаны из речного жемчуга, пуговиц и т.п. У меня были коллекции с кокошниками. Они, правда, были сделаны из ткани как особая форма головного убора. Я думаю, что русское идет трудно еще и потому, что чужое, иностранное кажется всегда более привлекательным, более желанным. Этим страдают все народы, но мы – особенно. Мы не ценим свою историю. Может быть, потому, что ее слишком долго извращали, и она, как крутое яйцо, сейчас не проходит. Много лжи. Я делаю русскую одежду не в форме эклектики ( набора национальных деталей) , не как воспоминание о прошлом, а как маленькое художественное произведение. Каждый мой костюм – это картина или, скажем, скульптурная композиция, импровизация на тему национальных традиций."

Вячеслава Зайцева хорошо знают у нас в стране и за рубежом не только как легендарного модельера, но и как художника, как человека творчески разностороннего. Большой интерес вызвало его участие в телешоу "Модный приговор". Вот, что он говорит об этих сторонах своей творческой жизни:

- "Первый художник, который произвел на меня впечатление, был Микеланджело Буонарроти. Это гений, которого я обожаю как художника, как графика, как скульптора, как мыслителя. Очень люблю японцев и русскую иконопись. С большим уважением отношусь к Обри Бердслею, Густаву Климту, Василию Кандинскому.

Мои интересы разносторонни, и средства выражения тоже. Рождающиеся образы требуют владения разными техниками живописи. Моя живопись импульсивна, полна неожиданных для меня самого ликов, образов-символов с выходами в астральный мир, мир ирреальный, в котором я нахожу ответы на мучающие меня порой вопросы, невысказанные обиды, разочарования, тревоги, душевные потрясения, неожиданные поступки. У моих картин нет сюжета в общепринятом смысле, жизни в ее внешних проявлениях. Создается художественный образ вне его конкретизации, без всякого предварительного знания того ,что должно родиться от прикосновения руки художника к листу бумаги. Я счастлив, что имею возможность зафиксировать состояние моей души, ее восторги и печали, ее влюбленность и разочарование, ее постоянное стремление к познанию и откровениям… В общем, остановить мгновение на листке бумаги, в формах одежды, в фотографии, в живописи и даже в стихах.

А "Модный приговор"… Это по всему видно удачный проект. Рейтинг очень высокий. Для меня ,поначалу сомневающегося в своем участии в этом проекте, он оказался необычайно волнительным, познавательным и важным. Я понял ( спасибо Константину Эрнсту), что это мое место , и моя любовь к миссионерству здесь, как никогда, может реализваться.45-летний контакт с людьми, высокий профессионализм, накопленный за эти годы, плюс любовь к людям дают мне возможность чувствовать себя на площадке естественно, непринужденно. У меня замечательные коллеги по суду – суперпрофи в своих делах, замечательные продюсеры, режиссеры: постановочная группа – отличный коллектив и отличная атмосфера на работе и за кулисами… Я живу очень насыщенно, даже когда сплю, я тоже думаю. Потому что нет времени жить. А так хочется продлить свою жизнь в творчестве". 

Материал подготовлен Главным литературным редактором Э.Карахан
© Международное Агентство Рекордов и Достижений Design by NCI Studios